Альтернативный мирный налог. Наше право не оплачивать убийства

Leo Tolstoy Center for Nonviolence

Apr 25, 2020

Что противопоставить закону, который превращает людей в убийц? В прямом смысле слова, без преувеличений… Наверное, лучшим выбором будет закон смирения и любви: «Стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи». Но обучаясь смирению, никак нельзя мириться с убийством и калечением людей. Просто невозможно.


Пришло время рассказать о результатах нашей инициативы, которая наверняка заинтересует каждого, кто считает неприемлемым убийство и калечение людей для обеспечения безопасности – своей и других. Результаты промежуточные, но стоят внимания.

Исходные данные, в двух словах, таковы

С одной стороны, Конституция гарантирует каждому право неучастия в вооруженном насилии и кровопролитии, а федеральный закон регулирует «возврат долга Отечеству» в виде прохождения альтернативной гражданской службы – без оружия в руках.

С другой стороны, существует такая вещь, как государственный бюджет, который традиционно формируется по принципу «общего котла». Это когда все поступающие в бюджет средства, включая налоги, складываются в общий бюджетный фонд и участвуют во всех расходах — в том числе, на содержание силовых структур государства.

Таким образом, каждый из нас ежедневно обеспечивает армию, полицию и другие силовые ведомства, уплачивая налог:

  1. со своих доходов — от бизнеса, работы, продажи имущества и т.д.;
  2. со своих расходов — на любой товар или услугу, буквально с каждой купленной булки и пакета молока, литра бензина и киловатта электричества.

Что это значит?

Да, мы убиваем и калечим людей. А прежде всего угрожаем им этим. Не сами, не своими руками – чужими, что хуже вдвойне. Платим за это каждый день, вовлекаем в это все новых и новых людей – руководителей и исполнителей силовых ведомств, вчерашних мальчишек и девчонок.

Платим всю жизнь. Изо дня в день, из месяца в месяц, из года в год. Как будто так и нужно. Как будто мы хотим, чтобы это никогда не кончалось.

Что делать?

Менять ситуацию.

Как?

Можно известным способом – «малыми добрыми делами», проращивая семена миролюбия, чтобы спустя годы зацвели цветы мира. Но одновременно с этим придется каждый день убивать и калечить людей.

А можно перестать убивать людей. Перенаправив свои средства с кровавой защиты на исключительно мирные цели — воспитание милосердия и сострадания у детей и взрослых, разработку и внедрение нелетальных и нетравмирующих средств индивидуальной и коллективной защиты, награды за миролюбие и миротворчество вместо наказания и возмездия за зло. Либо (хотя бы) на сугубо гуманитарные цели: оснащение больниц, строительство школ, ремонт дорог и т.п.

Логично назвать это «альтернативный мирный налог».

Недостаточно отменить военно-полицейский налог?

Вполне достаточно, если бы он взимался отдельно — по крайней мере для того, чтобы перейти к следующему пункту: отказу от финансирования силовиков с доходов государства от продажи природных ресурсов и пр.

Но привычка накладывать на своих соседей кровавый «долг Отечеству» (особенно на тех из них, кто помоложе) не уйдет из общества в одночасье. Поэтому всякой военно-полицейской службе или налогу нужна альтернатива – и лучше, если она будет миротворческой, чем какой-то иной. Или хотя бы просто мирной, как АГС.

Почему это не было до сих пор реализовано?

Действительно, подобный механизм в полной мере не реализован даже в наиболее развитой демократии мира — Швейцарии, где вам вернут только сумму обязательного платежа на нужды армии, в то время как обычные налоги с ваших покупок пойдут на оплату силовиков. Однако движение в этом направлении уже началось. А в иных странах дело доходит до рассмотрения соответствующих законопроектов высшими органами власти.

Поэтому мы начали с главного

И начали как того требует ситуация – с Правительства, главного законодательного органа страны (не считая Президента, верховного главнокомандующего, к которому стоит апеллировать в последнюю очередь). Для начала мы обратили внимание должностных лиц на страшное противоречие, при котором один закон гарантирует людям право не чинить расправу и кровопролитие, а другой при этом принуждает их к оплате убийства и калечения людей. И сделали запрос: в какой срок и какими мерами они собираются эту ситуацию изменить.

Кто такие «мы»?

Мы – это Александр Суслин, автор и редактор Толстой-центра, и Виталий Адаменко, составитель библиотеки Вне насилия. Мы не являлись специалистами в государственном финансовом управлении, поэтому не стали предлагать Правительству свое видение схемы перезачета налогов. Но были убеждены: в силу предельной важности вопроса чиновники обязаны обратить максимальное внимание на данное противоречие и профессионально решить задачу внедрения механизма альтернативных налогов. Так же, как раньше были реализованы законы о налоговых вычетах и АГС.

Что же мы получили в ответ?

Это максимально сжатый пересказ нашего диалога с государством. Точнее, с его администрацией в лице сотрудников Аппарата Правительства, Министерства финансов, Государственной Думы и Совета Федерации. С людьми, которым, как выяснилось, запредельного уровня равнодушия и цинизма.

  • Мы им про убийства и калечения людей – Они нам про «очистку сточных вод» и «гранты для художников».
  • Мы им: «Какие меры и в какой срок будете предпринимать?» – Они нам: «По возможности учтем в своей работе».
  • Мы им о необходимости срочно менять закон – Они нам: благодарим за активную гражданскую позицию, у нас все по закону.

Переписка с чиновниками заняла больше года (2018 - 2020 гг). Взаимоуважительный диалог так и не состоялся. Не говоря уже о каких-либо шагах по внедрению самой инициативы.

Так в чем результат?

Мы понимали, что несмотря на поддержку юристов, шанс запустить законотворческую машину был на уровне 1% — с учетом того, что подобные законопроекты в США и Европе лежат на полках годами, даже десятилетиями, несмотря на все усилия общества по их продвижению. Но нужно было пробовать, что мы и сделали.

Теперь у нас есть все основания для обращения в суд. В тот самый суд, который полностью находится внутри понятия "силовики", поскольку основан не на доверии и уважении, а на наказании за неподчинение.

Поэтому для нас на тот момент круг замкнулся. Пришлось поставить точку.

Для тех, кто захочет продолжить

Инициатива «мирного налога» была запущена по примеру альтернативной гражданской службы и автоматически переняла ее достоинства и недостатки (см. Чем опасна АГС). На эти противоречия, в первую очередь невольную легитимизацию военно- полицейских расходов, стоит обратить внимание каждому, кто захочет использовать данную точку в качестве отправной в будущем. Не говоря уже о главном — о бессмысленности перевода божеского языка любви на человеческий язык закона.