Камиль Чураев: Вам лгут, чтобы завладеть вашей жизнью

Tolstoy Center for Nonviolence

Aug 27, 2021

Это лонгрид о моем отношении к военной истории, к армии, героизму и офицерской чести. Я написал это для своих сыновей, но если пригодится еще кому-нибудь, отлично.


Главная беда с отношением общества к армии в том, что здесь буквально все перевернуто с ног на голову и вывернуто наизнанку. Но если ты умеешь думать и не хочешь быть обманутым, можешь заметить, насколько все криво сляпано. Сакрализация армии работает, но работает только благодаря мощному постоянству идеологического давления на человека. Ложные ориентиры вдалбливаются не просто с рождения, они вдалбливаются поколениями. Массово. В промежутках укрепляются войнами разных масштабов. Человека за долгую историю приучили к мнимой необходимости военного руководства. Другого варианта просто не предлагалось. Или ты раб и наложник своего главного командира, или "солдаты НАТО". С гражданина требуется подчинение, взамен военное государство обещает безопасность.

Это первая ложь и смертельная ловушка. Рассмотрим ее подробнее.

Большая часть государств в мире управляется военными правительствами. То есть, глава государства его же и главнокомандующий. То есть, во главе стоят люди, для которых война нормальный вариант решения как внешних, так и внутренних вопросов. Вспомните пока про обещанную вам безопасность. Никогда, ни при каких катаклизмах, человек не подвергается такой опасности, как во время военных действий. Это очевидный факт. Никогда, ни при каких условиях, ни одна война не приносила пользы ни одной стороне. Ни тем, кто "проиграл", ни тем, кто "выиграл". Это не настолько очевидный факт, но он легко проверяется. Да, в результате войн могут приобретать определенную выгоду отдельные группы людей, но безопасность-то обещали нам. А к этим людям мы еще вернемся. Ни один народ ни одной страны не стал жить лучше, богаче и безопаснее в результате войны. Всегда — хуже. Почти всегда — катастрофически хуже.

Зачем же тогда правительства развязывают войны? Чтобы это понять, присмотримся повнимательнее к этому типу людей, к военным людям, к людям армии. Я, конечно, не имею в виду рядовых армейцев, независимо от званий, тех кто подчинялся и приносил присяги. Эти — несчастные обманутые люди, жертвы вековой пропаганды, пушечное мясо и козлы отпущения. Там даже есть честные люди, и они сами яростнее всех верят в мифы про воинскую честь, подвиг и всю эту тошноту. Я про Командование. Присмотритесь получше к ближайшей к вам военной верхушке. Страна и даже эпоха значения не имеют. Эти люди больше всего на свете любят состояние власти над другими людьми. Ценнее этого для генералов и правителей ничего нет. Для этого они готовы пожертвовать очень многим — личной жизнью, семьей, дружбой, и готовы платить постоянным страхом за свою подлую жизнь. Чтобы эту власть укреплять, не жалеется усилий, строится институт церкви, полицейский аппарат, разрушается образование, потому что чем образованнее народ, тем больше он подозревает, что дело нечисто. А так и до устранения военных от управления страной недалеко. Как в некоторых странах Северной Европы или Южной Америки, например.

Но лучше всего война! В военное время власть над гражданами становится поистине безграничной! Человека можно выгнать из дома, отобрать у него все, убить его семью, убить его самого, а главное — его можно и нужно отправить убивать таких-же, как он сам. А он не будет даже жаловаться! Красота! Но это еще не все! Возьми с нормального человека присягу, сними с него ответственность, покажи легковерному, где враг. И потом уже покалеченному рассудку, убитой совести не поможет ничто. Никакая терапия. Вот почему ветераны не очень-то рассказывали. Потому что как рассказать о годах ужаса, грязи, смертей и зверства, о потере человеческого облика, об убитых тобою людях? Военная власть любит воевать, не сама, конечно, а типа как в компе. Только люди настоящие.

После больших войн правительствам нужно как-то собирать в кучу рассудок своего народа. Люди возвращаются из настоящего ада, покалеченные полностью, с разрушенным миром в голове. Сбить эту цену, как-то помочь справиться с пережитым, забыть его, стереть, помогают Подвиг и Героизм. Два мерзких и опаснейших слова-перевертыша. Если они звучат, значит дело ясно — там был кромешный кошмар, творилось запредельное зло и надо срочно поменять картинку, иначе пациент полностью отлетит.

Все это делает незаметной простую вещь — причины войн в том, что военным нравится воевать. Это такой побочный эффект их психического расстройства. Они обожают власть и подчинение, а как это получить, если ты туповат и совершенно неразвит нравственно. Когда все, за что ты берешься, превращается в дерьмо. Война! Вот уж здесь традиция велит отстранить повылезших было интеллектуалов, гуманистов и прочую шушеру и взять руль в свои трясущиеся от возбуждения руки. Заодно их можно под шумок поубивать, чтобы не мешались впредь.

Думаю, надо закругляться. Во всех смыслах. Я очень давно вынашивал этот манифест, дети.

Не верьте генералам. Если чувствуете пафос Героизма — бегите. Если слышите историю Подвига — вам лгут, чтобы завладеть вашей жизнью, бегите. Если кто-то вам скажет про Священный долг, можете плюнуть ему в глаза. Только не бейте, это тоже ловушка. Лучше бегите. А еще лучше придумайте, как отобрать власть у военных и признать их наконец опасными больными. Дети! Я очень на вас в этом деле рассчитываю.