Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение.
Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое.
И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите, ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые.
Итак отдавайте всякому должное: кому пóдать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь.
Рим.13:1-7
Данный фрагмент не есть часть Евангелия — он отражает попытку людей жить сообразно заповедям Христа уже после Его казни. Это слова апостола Павла — человека, который, в отличие от 12 ближайших учеников Иисуса, не сопровождал Его на земном пути. Слова человека с очень непростым прошлым, и могущего ошибаться, как ошибается всякий ученик, как не раз и не два ошибались все ученики Христовы.
Отдельно стоит напомнить, что эти слова были записаны в период правления Нерона, во время преследований и гонений, когда было зверски убито множество христиан. Считать, что такая власть от Бога и страшна только разбойникам, ворам и насильникам — значило бы обманывать себя и других, в худшем случае — причислять своих единоверцев к преступникам.
Здесь, в принципе, можно поставить точку, поскольку никакие слова не могут являться оправданием беспредельной покорности власти, если ты понимаешь, что ее волей и твоими руками творится зло.
Однако, несмотря на очевидный пафос отмщения и воздаяния злом на зло, оставляемых Павлом не-христианам, можно разглядеть здесь и попытку примирить учеников Христа с видимой несправедливостью мира, не прибегая к сопротивлению. Посмотрим, что идет сразу за этим:
Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон.
Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.
Рим.13:8, 10
Дальше — больше. Ту же тональность мы встречаем у апостола Петра:
Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей.
Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу.
1 Пет. 2:13-15, 18-20
Итак, не противьтесь никакой власти — и любите других, делайте добро. В любых обстоятельствах, при любой власти.
«Начальник есть Божий слуга». У Господа есть как добрые слуги, так и нерадивые. Власть попирает закон Божий, справедливость, бесчинствует? Любите других, а власти не противьтесь. Власть принуждает к нарушению закона любви? Так не делай зла, не соглашайся с ним, но силой и злом этой власти не противься. Схватили и мучают тебя? Принуждают убивать людей или участвовать в этом? Не делай этого — не убивай. Люби других. А силой и злом власти не противься.
Как не противился земной власти Христос.