Мф. 22:21 отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу
Мк. 12:17 отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу
Лк. 20:25 отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу
Четкое и дословно совпадающее указание отдавать кесарю кесарево. Оттого еще меньше причин толковать его двояко. Смотрим внимательно, что произошло чуть раньше:
Когда же пришли они в Капернаум, то подошли к Петру собиратели дидрахм и сказали: Учитель ваш не даст ли дидрахмы? Он говорит: да. И когда вошел он в дом, то Иисус, предупредив его, сказал: как тебе кажется, Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны; но, чтобы нам не соблазнить их, пойди на море, брось уду, и первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя.
Мф. 17:24-27
Во-первых, сам Христос заплатил налог на храм, а не на армию. А значит точку в этом вопросе можно поставить уже сразу.
Однако, во-вторых, Он упомянул о причине: чтобы не соблазнить их. Не соблазнить сборщиков дидрахм осудить вас за то, что не хотите отдать им монету. Чья монета? Римская — кесаря, еврейская — иудейского царя. Кесарем/царем установлен закон: платить подати и пошлины. Ну, так отдайте эту монету слугам царя/кесаря и не соблазняйте их по закону (а главным образом — по причине их собственной слабости) осудить вас или насильно забрать ее.
В-третьих, самое главное. То, что упускается из виду наиболее часто. Отдать — значит отдать, а не «взять». Еще раз: есть указание Христа отдавать кесарю кесарево. Но нет ни единого указания брать у кесаря кесарево. Ни единого указания брать у него эту монету и вовлекаться тем самым в насилие, чинимое кесарем наряду с благими делами.
А как же — жить без монет? На этот вопрос тоже есть ответы в Евангелии, и немало. Найти их не составляет труда. Речь о том, чтобы обходиться:
1) Божьим законом любви
2) Божьими дарами земными
И, наконец, последнее. Почему нет однозначности? Противиться силой — нельзя, а покориться и платить силе — предписано! На самом деле, никакого противоречия нет. Когда своими деньгами распоряжается кесарь — это зона ответственности кесаря, но не того, кто возвращает ему его же монеты. Когда же своими деньгами распоряжается сам народ — здесь наступает зона ответственности каждого человека.