Современное толстовство
Толстой-центр — не толстовство. Но, несомненно, проект многим обязан таланту и смелости известного писателя. В начале XX века у Л.Н.Толстого нашлось немало последователей, вдохновленных обезоруживающей искренностью, честностью и прямотой его взглядов, наиболее полно выраженных в произведениях «Царство Божие внутри вас» и «Соединение и перевод четырех Евангелий», — людей, не побоявшихся сделать любовь и ненасилие ключевыми принципами всей своей жизни. Мы знаем их сегодня как «толстовцев».
Но вас никогда не интересовал вопрос — а есть ли такие люди сейчас? И если есть, то где? Давайте посмотрим, что изменилось за те 100 лет с момента, когда перо Толстого вскрыло и вынесло на свет Божий лицемерие и ложь обрядового христианства и всего нашего традиционного образа жизни. Толстовство — существует ли оно сегодня?
Оставим в стороне положение о том, что творчество Толстого оказало большое влияние на общественную мысль, культуру, нравственность, педагогику и пр. Бесспорно, оказало — и весьма значительное. Но нас сейчас интересуют не те крупицы гуманизма, которые остались на вооружении у современного общества, не дискуссионная или идеологическая составляющая толстовства, а самая его практика.
Когда я только приступил к сбору материала о современных последователях Льва Толстого, то поначалу образовался довольно внушительный список. Соблазн свести воедино информацию обо всех (или почти всех) ныне живущих толстовцах был настолько велик, что это мог бы оказаться очень длинный текст с именами, странами, ссылками, группами, движениями, сообществами…
Но оставалась одна важная вещь, которую нужно было иметь в виду при составлении подобного списка. Нельзя оскорблять память о толстовцах начала XX века, многие из которых отдали свою свободу и свои жизни за веру в непротивление злу насилием. Нельзя вписывать в одну строку с ними современные квази-толстовские течения, дискуссионные клубы, группы в социальных сетях, всевозможные общества, секты, профессиональных исследователей, научных работников и т.п.
Неправильно также ставить с ними в один ряд толстовство «на бумаге» — при всем том, что благодаря именно этим людям (не только авторам, но и хранителям, собирателям, распространителям) стало возможным знакомство с описанием подобного опыта в прошлом. Неправильно также ограничивать толстовство какой-либо одной стороной вопроса (отказом от обрядности, альтернативной службой, вегетарианством, педагогикой ненасилия и пр.), поскольку толстовство как таковое ни в коем случае не может исчерпываться какой-то одной практической составляющей в ущерб всему учению.
А что же тогда считать современным толстовством? Наверное, только одно — сохранение от соблазнов и следование принципам любви и ненасилия в реальной жизни: каждый день, каждый час; с обоснованием своего выбора верой или разумом, но с отсылкой на трактовку христианского учения Львом Толстым. Усилия над собой и ненасилие над другими — как образ жизни: со своими ошибками, неудачами, разочарованиями — но ежедневно, последовательно и непреклонно.
Кто сегодня оказывается способен на это?
Александр Лобачев (1953-2011), Украина. Считаю, что просто обязан начать с этого человека. К сожалению, Александра нет с нами сегодня. Мне не посчастливилось быть знакомым с ним лично, но по свидетельству близких Александр был человеком редких душевных качеств, отзывчивым и неравнодушным толстовцем.
Йордан Йорданов, Болгария. Искренний, внимательный, активный толстовец. Прошел трудный путь, испытал много несчастий и разочарований. Выплескивает свою боль за людей и их души в собственном блоге. Помогает тем, кто нуждается в поддержке. Составляет и публикует сборники по истории толстовства. Борется за создание публичной библиотеки «Ясная Поляна», г. Варна. Открыт к любым контактам.
Борис Золотов, Россия. 74-летний толстовец из Ярославской области. Удивительно ясный ум и трезвые суждения (интервью выше сделано бездарно, не обманитесь, привожу лишь для справки). Горячо желает воплотить в жизнь толстовскую коммуну, самостоятельно выполняет подготовительные строительные работы в своей деревне. Ищет единомышленников. Открыт к любым контактам.
Владимир Мороз, Россия (1929-2022). Художник, собиратель народной живописи, приговоренный к 6 годам лишения свободы по «антисоветской» статье. Выдержки из его дневника опубликованы в 1996 году под заглавием «Толстой в моей арестантской жизни». С 1991 по 2001 годы занимался изданием и распространением сборника «Толстовский листок».
Александр Шевченко, Украина. Еще один пожилой толстовец (род. 1928 г) — из Бахчисарая. Известна прежде всего его автобиография, в которой он подробно и без прикрас изложил свой жизненный путь, включая духовное перерождение после знакомства со статьями Толстого. Несколько лет подряд его видели в Севастополе, распространяющим брошюры с выдержками из произведений Толстого. Единственный, с кем пока не удалось связаться.
Ирина Петровицкая (...-2016), Россия. С одной стороны, московский педагог и исследователь-толстовед, связанный с официальным музеем и государственным университетом. С другой же — редкий на сегодняшний день случай осмысления публицистики Толстого, отчаяния из-за всеобщего равнодушия и приложения значительных усилий по распространению его идей, выходящих далеко за рамки традиционной научной деятельности.
Толстовские школы в России. Отдельное направление на стыке толстовства и толстоведения, получившее распространение в "нулевые" годы благодаря энтузиазму педагогов и организаторов (Борис Гросбейн, Виталий Ремизов и др). К сожалению, воспитательный потенциал таких учреждений с самого начала размывался компромиссной программой обучения, которая не могла противоречить государственному стандарту образования, а также мировоззрением самого педагогического коллектива, которому были во многом непривычны и даже чужды идеи ненасилия.
И это все?
Увы, к огромному сожалению, толстовство сегодня живет скорее в сердцах и душах людей, но не в реальной жизни, не на практике. Почему так — другой вопрос; наверняка не в последнюю очередь по причине предельной честности и бескомпромиссности, которые оно предполагает.
В этом коротком списке лишь современные последователи Толстого из Восточной Европы. Где же представители других стран и народностей?
Поверьте, я бы сам хотел знать, где. Есть бескрайняя Россия, есть Индия с ее глубокими традициями ненасилия, есть те же духоборы США и Канады, есть много по-настоящему духовных и неравнодушных людей. Но попробуй найди среди них настоящих «толстовцев» — тех, кто мог бы сказать: «Это мой учитель»… Если вы знаете таких людей — сообщите о них, список будет пополняться. Если хотите рассказать о себе — будем только рады знакомству!
- Далее
- Христос и армия